Оптический обман

Режиссер Тигран Кеосаян: "Я не доктор, который прописывает пациенту антидепрессанты, но все-таки хочу, чтобы мои фильмы были не только грустными, но и очень веселыми.А суровую реальность пускай отражают документалисты"

На экраны выходит новый фильм Тиграна Кеосаяна "Мираж". Один из самых известных отечественных режиссеров попробовал себя в жанре приключенческого кино. Иными словами, вступил на путь своего отца Эдмонда Кеосаяна, автора "Неуловимых мстителей". В "Мираже" если стреляют, то на поражение, если любят, так до гроба. По сюжету этой остроумной, а местами гомерически смешной комедии с элементами боевика два московских мажора и профессионал-военный помогают трем девушкам выбраться из плена работорговцев. Главные роли сыграли звезды нашего кинематографа: Алексей Чадов, Дмитрий Марьянов, Алена Хмельницкая и Юрий Стоянов. За камерой стоял знаменитый оператор Игорь Клебанов ("Водитель для Веры", "Парк советского периода"). Накануне премьеры режиссер рассказал "Итогам" о трудностях профессии.

- Тигран Эдмондович, реанимация старых советских хитов сейчас в моде. Вон даже "Молодую гвардию" недавно на новый лад переписaли. Стараетесь тренд не упустить?
- На самом деле "Мираж" - поклон моим учителям. Кто-то стал им лично, как папа, царствие ему небесное, учивший меня на "Неуловимых мстителях". Кто-то заочно, как Владимир Мотыль с "Белым солнцем пустыни", Никита Сергеевич Михалков со "Своим среди чужих", Серджо Леоне с "За пригоршню долларов", Стивен Спилберг с "Инопланетянином" и "Челюстями". И не дай вам бог всерьез воспринять историю о том, как три девушки не самого тяжелого поведения, двое московских мажоров и один крутой боец разгромили целую армию. Я не доктор, который прописывает пациенту антидепрессанты, но все-таки хочу, чтобы мои фильмы были не только грустными, но и очень веселыми. А суровую реальность пускай отражают документалисты.

- Так что же, по-вашему, социальный кинематограф нам не нужен?
- Господи упаси! Кино должно быть разным. Я разве похож на идиота, который говорит: "Это нужно, а это - нет?" Кто-то занимается "Грузом 200" - ну и пускай. Зачем - уже другой вопрос. Понимаешь, снимая фильм, режиссер, как правило, расправляется со своими комплексами. Я, Тигран Кеосаян, прощаюсь с ними легко и весело. А другой - натужно. Я себя люблю, а потому люблю и зрителей - надеюсь, те, кто смотрит мои картины или спектакли, это чувствуют. И мне кажется, не надо в мультиплексах или с телеэкрана показывать, как тебе плохо: как ты ночью не спишь, мучаешься, расчесываешь укусы.

- А по-моему, у Балабанова получился честный фильм о мрачном времени.
- Здесь и сейчас, в Москве, жизнь более или менее оживленная и радостная. А в Липецке, Нижневартовске, Благовещенске зритель посмотрит "честное" кино "про себя", поедет домой и повесится. Бичевать, рубить правду должны документалисты, фотографы, журналисты. Одна моя хорошая знакомая тоже часто говорит: "Посмотрела честный фильм". А я не верю, что такие бывают! У правды ой как много граней - все в одну ленту не впихнешь. Остается руководствоваться мудрым правилом: на сто процентов быть честным с самим собой.

- Я заметил, что, вспоминая великих, вы отмечаете только позитивные, жизнерадостные ленты. Но ведь у того же Спилберга был и "Список Шиндлера", и "Спасти рядового Райана". Трагедия - не ваш жанр?
- Спилберг всю свою жизнь снимал кино и стал великим еще в 1980-е, но "Оскара" ему не давали. Обидно! Убежден: все "Амистады" и "Спасти рядового Райана" берут начало именно в "Списке" - замечательном фильме, снятом для того, чтобы наконец получить заслуженное признание в виде самой статусной киностатуэтки. А вот для меня настоящий Спилберг - это не "Райан" с тупым финалом и идиотским монологом на могиле, а "Инопланетянин" - с велосипедом, пролетающим на фоне луны.

- Вы уж простите, но у него еще в 1987 году "Империя солнца" была.
- О, "Империя", это да - величайшая картина, по достоинству не оцененная. В конце 80-х, видимо, просто не давали призов за ленты на военные темы. Были востребованы другие кинотренды. Вообще кинотренд - важное понятие на любом конкурсе или фестивале. Там все загнано в определенные рамки: шаг влево, шаг вправо - и ты пролетел. Чтобы получить приз на престижном европейском смотре, надо, как говорится, подмахнуть. Хочешь берлинского "Золотого медведя" - снимай кино о больном псориазом боснийском мальчике, у которого разбомбили всю семью. Нет, мама все-таки выжила, но стала проституткой и подволакивает ножку. Их пытаются спасти тупые поначалу солдаты ООН, которые постепенно осознают: "Вот те раз! А жизнь, оказывается, сложная штука". По возможности в финале мальчик должен умереть. Охрененно, да? В Канне другие требования, и это еще слава богу, что там в конкурсе присутствуют не только Майкл Мур с политической документалкой "Фаренгейт 9/11", но и Альмодовар, Кустурица, Тарантино - люди, которые пытаются размыть рамки "фестивального" кино. Но если ты пытаешься работать в существующих рамках - ты не свободен.

- Вам что, никаких наград не надо?
- Почему же? Очень хочется "Оскара" какого-нибудь получить… После "Зайца над бездной" от одного киноведа услышал потрясающую фразу: "А вы знаете, мне даже показалось, что это авторское кино". Приехали… Но у фестивальной критики есть установка: если фильм любит не только она, но и зрители, похвал он недостоин априори. Правда, есть и еще один путь, более достойный. По нему, например, пошел Спилберг, снявший картину, к которой его призвала кровь. Такая же тема есть и у меня, но для ее воплощения необходимы серьезные финансовые вложения, силы, здоровье. Но если решусь, то снимать буду не ради "Ники", "Орла", "Оскара" или "Медведя", а просто потому, что должен это сделать. Я ведь на съемки все того же "Зайца" из-под капельницы уехал. Фильм нужно снимать, когда понимаешь, что не можешь этого не сделать. Это по молодости ты со всеми соревнуешься, а в последнее время встаешь утром перед зеркалом: "Еклмн, а профиль-то не Мартина Скорсезе", поворачиваешься: "И на Копполу в анфас не похож…" Ты - Тигран Эдмондович Кеосаян, ну и будь им. Не надо казаться кем-то другим, тяжелое это дело. И очень неблагодарное. Кстати, слушай, ты же не в одиночку "Мираж" смотрел? Смеялись небось снисходительно?

- По-разному.
- Понятно. Вот снобы! Ну и черт с ними. Я сидел на показе "Сибирского цирюльника", а рядом знаменитая наша критикесса размазывала тушь, ревела, как маленькая, и сквозь слезы причитала: "Господи, ну какое же это г…о!" После этого запретил себе на плохие отзывы реагировать.

Стас Лобастов, Итоги, http://www.itogi.ru/iskus/2008/34/43052.html