Тигран Кеосаян: Кино – это сказка

Для старшего поколения Тигран Кеосаян – сын известного кинорежиссера, снявшего «Неуловимых мстителей», для поколения 90-х – клипмейкер, чьи клипы до сих пор принято считать лучшими. Для третьих – он режиссер «Ландыша серебристого» и «Мужской работы», а теперь еще и ведущий телепрограммы «Вечер с Тиграном Кеосаяном». У него киномотографическая семья: отец, мать, брат, жена. Кеосаян занят всегда: новые проекты, подготовка к съемкам. Но несмотря на это, он согласился дать журналу «Мужской Клуб» эксклюзивное интервью.

- Что значит кино для каждого из нас? Идеализированная история или экранизация мимолетных реальных кадров, взятых из повседневной жизни?
- Наша жизнь похожа на кино? Нет, я так не думаю. Кино - это сказка. И оно должно оставаться сказкой. Кино не надо превращать в реальное отражение жизни, оно должно быть совсем отдельно. В какой-то степени кино помогает людям жить, ведь всем нам хочется иногда уйти от нашей действительности, суеты, рутины. Я очень не люблю, когда говорят: «Ой, это очень жизненный фильм!» Не надо жизненных фильмов. Жизнь вокруг не так хороша. Я даже возьму на себя смелость сказать, что для большинства она, действительно, не так хороша в нашей стране.

- Сайт Тиграна Кеосаяна - это шедевр в своем роде. Слова, которые приветствуют его посетителей, по праву могут стать эпиграфом к хорошей книге: «Любить того, для кого ты работаешь. Быть честным с собой. Радоваться успехам друзей». Подпись: «Тигран Кеосаян». Эти заветы, были придуманы Вами?
- Это одни из главных постулатов моей жизни.

- Вы всегда им следуете?
- А разве вы не так живете? У вас другие жизненные приоритеты? Это не выдуманные слова, не взятые из книг. Это слова, которыми ты живешь. В них нет ничего героического, потому что человек и отличается от животного тем, что он открыт для радости за своих близких и друзей. Эту простую истину вложил в меня мой отец, так воспитывала меня моя мама. Так жили и живем мы с братом. И это нормально.

- В одной из ваших последних работ, сериале «Мужская работа», вы поднимаете тему характера, мужской дружбы. Так что, по-вашему, русский характер?
- Знаете, на мой взгляд, это достаточно безалаберный, щедрый, всепрощающий и, как не парадоксально, совершенно не знающий пределов в драках человек. Но основное в русском характере это, конечно, доброта. Потому что только очень сильный, мудрый и широкий характер может объединить такое количество наций и народностей. И это так, как бы сейчас не пытались раздувать войну, придумывать псевдонационализм и псевдопатриотизм.

- Среди знаменитых людей есть искренние отношения, без зависти и лести.
- Конечно! А что, значит знаменитые люди или не знаменитые? У них хромосомы что ли меняются? ДНК и РНК другие? Знаете, нет никакой разницы между режиссерами, депутатами Госдумы, дворниками и полотерами. Никакой, поверьте. В человеческом плане это не важно. Ты или остаешься человеком или не остаешься. Проходишь проверку теми или иными вещами.

- Тигран, как вы считаете, существует ли такое понятие, как «мужская дружба»?
- Конечно, существует. Дружба, «не отягощенная» никакими потусторонними... нетрадиционными понятиями. В моей жизни дружба есть, в жизни моих друзей - тоже.

- Приятно осознавать, что в последние годы европейские кинокритики, наконец-то, обратили свое внимание и на наше кино. Фильмы Звягинцева достойно представляют нашу страну на престижных кинофестивалях в Каннах, Берлине, Венеции. В какой стране, на ваш взгляд, сегодня наиболее интенсивно развивается кинематограф?
- Не знаю. Не хочу делать с ходу какие-то выводы или прогнозировать, какие позиции занимает кинематограф Азии или Европы. Мне всегда нравилось французское кино. В нем была ирония, был юмор, была эмоция. Очень люблю старые добрые итальянские фильмы с их неподражаемыми актерами. К сожалению, мне кажется, этих лент сейчас маловато.Нравится английское кино - это вечные потрясающие традиции, легкие виньеточные фильмы.

- Среди режиссеров или актеров для Вас есть авторитеты?
- У меня никогда не было никаких авторитетов, кроме моего отца. Но это не значит, что нет людей, которых я уважаю, к чьему мнению я прислушиваюсь. Очень многие путают «авторитет» с «примером для подражания». В кино примеров для подражания у меня нет.

- Какие надежды вы возлагаете на телевизионный проект на РЕН ТВ, что хотите донести до зрителей?
- Это не проект, а программа. Что я хочу донести через нее? Одну мысль: что мы не быдло. Что мы должны думать. Что у нас есть возможности. Я ведь не случайно выбрал лозунг для программы: "Завтра будет лучше, чем сегодня". И чтобы это работало, надо начать самим что-то делать, не дожидаясь, что у какого-то начальника проклюнется совесть, чувство долга, сострадания и так далее. Нам надо самим решать вопросы, а не ждать, что кто-то за нас их решит. Это самые главные вещи, которые я пытаюсь донести. У меня нет решений, у меня есть отношение к тем или иным вопросам. Хотелось бы, чтобы люди привыкли переключать свои телевизоры в одиннадцать часов.

- Как вы себя чувствуете в роли телеведущего
Мне очень нравится эта профессия. Я не знаю, какой я телеведущий, но мне очень нравится это состояние, встреча с каждым новым человеком и желание узнать что-то новое. А это, на мой взгляд, очень большой дефицит на телевидение. Просто все хотят сказать, что обо всем знают. А мне не стыдно признаться, что я чего-то не знаю.

- Принято считать, что актерская и режиссерская профессии - зависимые. Сегодня многие зависят от заказчиков, спонсоров, продюсеров. Не верится что такой творческий и талантливый человек, как вы, может зависеть от кого-то.
- Скажу страшную вещь: никогда ни от кого не зависел. Никогда ничего не просил, ни с чьей руки не ел и не пил ничего. Поэтому могу во всеуслышание сказать: «Пою, только отталкиваясь от своих знаний, убеждений и заблуждений, кстати».

- Существует мнение, что творческая интеллигенция должна быть вне политики. Тогда каким образом, по-вашему, она должна проявлять свое отношение к тому, что происходит?
- Есть понятие «интеллектуал» – это человек, который знает какие-то вещи и глубокообразованный. А понятие «творческая интеллигенция» было придумано в нашей стране. Есть такое ощущение, что интеллигенцию у нас придумали народовольцы. Чем это кончилось, Вы видите. Сначала революция, потом бардак, который до сих пор существует. Поэтому я не хочу делить людей на творческую интеллигенцию и рабочую. Для меня важно следующее: есть человек, есть гражданин, есть отец, есть муж, есть сын. Он может быть интеллигентным, может быть неинтеллигентным. Он может быть интеллектуалом, а может прочитать в жизни немного книжек - от этого ничего не меняется. Человек должен быть интегрирован к жизни. Он должен понимать, что ему надо сделать, чтобы жизнь стала лучше лично для него. А там и появится ощущение: «Возлюби ближнего, как самого себя». Себя нужно полюбить, попытаться сделать лучше, не давать себя унижать, не позволять обращаться с собой, как со скотом – и все будет хорошо.

- Можно задать вопрос о вашей семейной жизни?
- Нет, конечно.

- Что Вас привлекает в женщине?
- Ум!

Интервью: Ксения Донская, текст: Евгения Беликова Из июльского номера журнала "Мужской клуб Южный регион". http://kata-log.ru/