На правах рекламы:

ламинат в ташкенте, tonya amd andiolly



Тигран Кеосаян: Надо будет,и $45 млн. найду

Папу Тиграна Кеосаяна массовый зритель помнит по трилогии о "неуловимых мстителях". Сам Тигран не мучился вопросом "кем стать?" и тоже стал режиссером. Теперь его знают по киносказкам "Бедная Саша", "Ландыш серебристый", "Президент и его внучка". Год назад состоялась телепремьера 8-серийного фильма Тиграна о чеченской войне "Мужская работа". А сейчас "Россия" показывает "Мужскую работу-2"...

Ради "Мужской работы" отказался от проекта с большим бюджетом.

- Вы с Цекало вроде начали писать продолжение "Неуловимых"...
- Начали. А потом я отказался. Лучше уже не получится, атмосферу ту не передашь. И зачем тогда огород городить?
- Думаю, многих своих почитателей вы удивили "Мужской работой". Тигран Кеосаян повзрослел и не будет больше снимать сказки?
- Елки-палки, я в тот момент как раз отказался от очередного подобного проекта - костюмного, начала века и, кстати, с большим бюджетом. Но мне интересно разное кино. И вот пожалуйста, народ проголосовал за "Мужскую работу": было продано порядка 50 тысяч дорогих, из двух частей кассет.
Нереальное количество! До сих пор для сериалов максимум был 12 тысяч.
- Как оценило работу государство?
- Наверное, хорошо, раз я еще не сижу в Бутырках. Тьфу-тьфу-тьфу...
- Ваша мама рано и довольно удачно начала актерскую карьеру, но, выйдя замуж за восточного мужчину, посвятила себя дому, детям...
- Отец не настаивал. Даже сказал: "Делай, что хочешь". А мама действительно потрясающая актриса. После первого курса училища ее уже приглашали на роли в лучшие академические театры страны. Но они с отцом очень скоро поженились, и
она, зная папин характер, добровольно посвятила себя семье. Со стороны удачливой актрисы это, конечно, подвиг.
- Она переживала?
- Думаю, да. Но мама была мудрой женщиной и никогда не показывала переживаний ни отцу, ни нам с братом. Ездила с папой в экспедиции, снималась в его фильмах...
- Я видела фотографии вашей мамы в молодости. Мне кажется, ваша жена Алена удивительным образом на нее похожа...
- Ха-ха... Ну, есть что-то...
- И ведь истории их жизни похожи. Алена в 18 лет снялась в главной роли в "Сердцах трех", потом в Ленкоме в очередь с Еленой Шаниной играла Юнону. Но, забеременев, ушла из театра.
- Все так. Но она же, извините за жаргон, не похерила себя. Просто не сходила с ума по театральным ролям.
- Зато в кино у нее сейчас, по-моему, очень хороший период. В том, что вы
снимаете жену в своих фильмах, но чаще в ролях второго плана, есть особый смысл?
- Она красивая, яркая женщина. И проще всего дать ей роль именно красивой, яркой женщины. Героини-то в кино, как правило, несчастные, покалеченные жизнью. У Алены в этом смысле с лицом не сложилось. Вот и играет чаще всего
стерв. Но если будет подходящая главная роль, я дам ее Алене. И разговоры типа "он все время снимает жену" мне абсолютно по барабану. Так вышло, ребята: моя жена - талантливая актриса. Правда, и огребает она больше других.
- Вы ревнуете ее к другим режиссерам?..
- Скорее это ревность не к человеку, а к его работе. Но пока не было случая, чтобы, посмотрев "чужой" фильм с Аленой, я воскликнул: "Ах!"

"Лез в коммерцию, и мне часто давали по шапке"

- Кстати, наверняка, когда вы приглашали Надю Михалкову в картину "Президент и его внучка", Никита Сергеевич тоже ревновал. Я вообще не понимаю, как он отпустил любимую дочку к другому режиссеру.
- Думаю, без ревности не обошлось. Но я нашел нужные слова. (Смеется.) Снял фильм и сказал Михалкову спасибо. А он поблагодарил меня за то, что я убедил его: Надю можно снимать в серьезных ролях.
- Вы, кажется, подружились с Надей во время съемок.
- Да, и продолжаем созваниваться. Надька потрясла меня! Талантом - понятно, но еще тактом, умом, пониманием ситуации. Я знаю, каково работать с ребенком с такой сложной фамилией. А ее все в съемочной группе обожали!
- Может, потому и обожали, что...
- Не-е! Ну, какой осветителю дяде Ване толк прогибаться? Да хоть бы у Нади Владимир Владимирович Путин был папой. Эти старики мосфильмовские, которые видели Пырьева, Александрова... Ну что им с того?
- Вы однажды проговорились, что во время съемок посылали Надю за сигаретами. Сомневаюсь, что Михалкову это понравилось бы.
- Да он знает... Действительно, мы сидели в машине, было жутко холодно, а человек, который должен заботиться о режиссере, не позаботился. Ну кого послать за сигаретами? "Надюш, сгоняешь?" - "Щас, дядь Тира". И ее уже след простыл. Она убежала, а я за голову схватился: "Главную героиню! Ночью! В
ларек!.." Но Никита Сергеевич все правильно понял.
- Это верная цифра - вы сняли 114 клипов?
- Сейчас уже больше.
- Но это же конвейер!
- Не-е!.. Что значит - конвейер? Я с 1988 года этим занимаюсь. Но теперь - все. Гурцкая - единственный клип за год, в перерыве между фильмами. Вот вы говорите: 114 работ. А откуда они взялись? Из банального поиска заработка.
- Зарабатывая на клипах и рекламе, вы вряд ли бедствовали. Но в тот же период левачили на машине. Что-то не сходится...
- Левачил потом. Когда снял первый фильм "Катька и Шиз". После клипа "Посмотри в глаза" Ветлицкой, мы с Федей (Бондарчуком. - Т.П.) были на гребне успеха. Но я уже хотел делать настоящее кино, сделал его и за этот год выпал
из всех тусовок.
- Кино не принесло денег?
- А я туда и не шел за деньгами. Клип, который мы сняли и смонтировали за три дня, принес мне 85 процентов той суммы, что я получил за год работы над фильмом. Не так страшна потеря в деньгах, как потеря в связях, в накате. Хотя полгода я действительно жил трудно. Настолько, что в какой-то момент
понял, что пора наниматься к кому-то на работу. У Федьки уже был "Арт-Пикчерз", Гоша Меклер с Мишей Хлебородовым создали "Рэд-видео". Ну что было делать-то? Дай Бог здоровья Гоше и Мише, которые дали мне возможность перебиться и у которых я сделал 2 или 3 работы... Потом уже у меня появилась
своя фирма, мы выпустили первый клип "Транзитный пассажир" Аллегровой. 10 лет прошло. Елки-палки!..
- Допустим, с клипами и рекламой вы меня убедили, это был не конвейер. Но вы и 4 фильма сделали за 4 года!
- Режиссер должен каждый год снимать.
- Отчего же другие по 5-10 лет работают над одной картиной или просто годами ничего не снимают? Вам так фартит?
- Это тоже, конечно. Никто не знал, что "Бедная Саша" получится такой, какой она получилась. Все было против этого. А потом, мужчина должен пахать. Я тыркался по разным местам, лез в коммерцию - и мне часто давали по шапке. Господь, думаю. А когда занимался своим делом, все получалось. Вы думаете,
что великие Андрей Арсеньевич Тарковский, которого я в детстве часто видел у нас дома, или Григорий Наумович Чухрай (царствие небесное обоим) заранее планировали: "Вот сейчас сниму на века"? Да упаси Господь! Каждый их фильм
был всего лишь единицей на студии. Они должны были кормить семьи. Как и Кеосаян-старший, и другие. Но так как Бог дал им больше, чем остальным, то и получались "Андрей Рублев", "Баллада о солдате", "Неуловимые", "Летят журавли" Калатозова, "Судьба человека" Сергея Федоровича Бондарчука...
А то, что происходит сегодня, меня очень пугает. Любимейший мною Герман. Великий режиссер великих фильмов "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин". Я любому критику этих картин, если не хватит слов, горло перегрызу. Но сложилась, на мой взгляд, нехорошая тенденция. Вроде бы: а давай-ка я при
жизни буду мастырить себе монумент. А как его мастырить-то? Ну, буду снимать кино лет 8. Чтобы все его 8 лет ждали, понимаешь.
- Если вы о "Хрусталеве", там, мне кажется, даже не 8 - побольше срок будет...
- Чаплин мог себе позволить сделать 589 (!) дублей передачи цветка слепой девушке, а потом уехать в Альпы и думать. Он тратил свои деньги! Но главный-то вопрос: что на выходе? "Огни большого города" или "Хрусталев, машину!"?..
- А мнение о "Хрусталеве" у вас какое?
- О-о... Тяжелое. Может, раскрываю профессиональную тайну, но у меня есть ощущение, что просто произошел брак по звуку, который потом от безысходки был выдан за творческий ход.

"Я матерщинник, но в фильмах мата не будет"

- Может, вы работаете быстро потому, что не замахиваетесь на миллионы долларов, делая среднебюджетные картины? У Германа, помнится, все время были проблемы с деньгами.
- Замахиваться надо от возможностей. Смотрели "Мужской стриптиз"? Хорошая картина? Мне очень нравится: трогательная, с английским юмором. Так вот, стоила она миллион долларов, а принесла в прокате порядка 200. Вопрос не в том, замахиваешься или нет. Я делаю то, что мне интересно. Будет интересно
поставить балет - пойду поставлю. Нагло сказал, да?
- Есть немножко. А все-таки, если бы у вас были пресловутые 45 миллионов долларов?
- Во всяком случае, "Сибирского цирюльника" не стал бы снимать. Я очень себя люблю и не хочу умирать на площадке. Речь же о другом. Вот "Баллада о солдате" - дорогой фильм? Конечно, нет. Так при чем тут бюджет? Это испорченное восприятие кинодействительности: было бы у меня столько-то
миллионов, я бы снял ТАКОЙ фильм!.. Есть у тебя что-то под шапкой, сказать что-то хочешь? Или снимаешь, чтобы деньги освоить? Не мог Никита Сергеевич не снять "Цирюльника". Когда я не мог не поставить спектакль, то тоже нашел деньги. Надо будет - и 45 миллионов найду.
- О чем вы никогда ни за какие деньги не снимете кино?
- Нельзя зарекаться. Но уверен, у меня не будет в фильме мата, хотя я матерщинник. Герои не будут убивать в реальном времени животных, как сжигали корову у Андрея Арсеньевича. И мне неинтересна тема наркомании. Она может быть затронута, но снимать кино о медленном угасании жизни вряд ли буду.
- Простите, Тигран. Что вы делали на компьютере все время, пока мы разговаривали?
- Почту смотрел, последние матчи NBA, NHL. Но, кажется, это не мешало нам?..

Беседовала Татьяна Петрова.
Источник: СОБЕСЕДНИК (? 49 за 2002 год)