ОХОТНИКИ ЗА ТАБУРЕТКАМИ

"Метро", "Норд-Ост", "Чикаго", "Нотр Дам", "Иствикские ведьмы"… Вот далеко не полный список мюзиклов, представленных московской публике за последние несколько лет. И чем дальше, тем их становится все больше и больше.
7 ноября стартовал новый долгожданный проект Александра Цекало и Тиграна Кеосаяна - "12 стульев". Задолго до премьеры пресса на все лады анонсировала неслыханное зрелище. 30 июля (за день до официального начала продажи билетов) и я попала на пресс-конференцию, посвященную этому мюзиклу. В шахматном клубе Тиграна Петросяна Александр Цекало, Тигран Кеосаян, продюсеры мюзикла и авторы либретто, Егор Дружинин, хореограф-постановщик, и Дмитрий Богачев, генеральный директор компании "Русский мюзикл" рассказывали журналистам о своих творческих планах. Мне стало интересно, удалось ли организаторам воплотить в жизнь все свои обещания. Однако по порядку.
Попадая в фойе Московского Дворца Молодежи (на сцене которого постановка и была запланирована), сразу же погружаешься в удивительный мир произведения Ильфа и Петрова. Организаторы предлагают зрителям поучаствовать в знаменитом аукционе. Каждый может назначить свою цену за возможность вскрыть один из двенадцати стульев. В соответствии с сюжетом романа под обшивкой одного из них спрятаны бриллианты мадам Петуховой - тещи Кисы Воробьянинова. Полностью погрузиться в произведение и не обращать внимания на окружающий мир мешают суммы, которые зрители готовы выложить ради того, чтобы поучаствовать в аукционе и симпатичные девушки с очаровательной улыбкой предлагающие приобрести программку за 200 рублей. Но и об этом забываешь, когда начинается представление.
Авторы выполнили свое обещание - нежно и деликатно отнеслись к тексту оригинала. Любители классического прочтения романа не будут разочарованы. Конечно, жанр мюзикла наложил свой отпечаток на произведение. Исчезли некоторые персонажи и эпизоды, но сюжетная канва осталась прежней, однако не всегда бывает понятно, откуда у двух путешественников Кисы и Оси постоянно появляются деньги, и какова судьба отца Федора, так как он появляется за все время действия всего пару раз.
Изменилось и амплуа некоторых персонажей. Например, Киса представлен не апатичным флегматиком, а энергичным человеком. Он движет сюжет наравне с великим комбинатором товарищем Бендером. А глуповатая мадам Грицацуева стала лирической героиней… Однако ее образ далеко не однозначен. В конце сентиментальной песни-прощания с Остапом она все-таки вспоминает про ситечко и стул, которые украл ее возлюбленный. Сам же Остап не всегда циничен и беспринципен. После знаменитого аукциона, на котором Киса не может заплатить комиссионный сбор из-за того, что прокутил все деньги, Остап не обвиняет его, а, наоборот, сочувствует и пытается поддержать компаньона (а, может быть, и друга) "в минуту жизни трудную".
Хореограф-постановщик проекта Егор Дружинин выполнил свое обещание и заставил танцевать степ всех героев, начиная от Остапа и кончая обитателями общежития имени монаха Бертольда Шварца. Танец не просто украшает и иллюстрирует действие, но и двигает его. Музыкальная палитра также поражает своим разнообразием. В "12 стульях" можно найти все от блюза до рок-н-ролла. Причем во время постановки звучит живой оркестр и ни один номер не исполняется под фонограмму.
И выстрелы, и полеты над сценой, и оригинальные декорации, изменяющиеся как игрушка-трансформер из дома инженера Щукина в редакцию газеты "Станок", а из редакции в палубу теплохода "Скрябин" (причем в мюзикле теплоход носит гордое имя "Активный") и много, многое другое. Все это приковывает внимание зрителя к сцене и помогает не обращать внимания ни на то, что актеры проговаривают текст мимоходом, раскрываясь лишь в вокальных партиях, ни на отсутствие как такового главного героя, так как все образы достаточно яркие и выделить на их фоне одного Остапа или Кису невозможно, ни на отступления от оригинального текста романа Ильфа и Петрова.
Кстати изменения, а точнее добавления, внесенные в текст оригинала, не всегда в конечном итоге приводят к отрицательному результату. В финале рассказа о мюзикле просто невозможно не упомянуть о финале самого мюзикла. Все помнят, что роман заканчивается убийством Кисой Остапа-Сулеймана-Берты-Марии Бендера. Но мюзикл по природе своей жанр развлекательный, поэтому трагический конец никак не вписывается в его структуру. Постановщики нашли весьма оригинальный способ избавить зрителя от этого саднящего чувства сожаления по поводу убийства героя. После лирического момента, когда персонажи во главе с беременной мадам Грицацуевой вспоминают хорошего человека - товарища Бендара, внезапно появляется сам великий комбинатор с победоносным кличем: "Командовать парадом буду я!" В этом-то и выражалась генеральная идея Александра Цекало, высказанная еще на той далекой июльской пресс-конференции, о том, что Остап - человек-праздник, он не может умереть, потому что живет в каждом из нас.
Анастасия Сдвижкова

Источник: сайт "Дом культуры"